Флаг Швейцарии
Флаг Швейцарии

Традиционализм в современном мире

Кирилл Карпенко

Александр Шувалов в статье «Детский суицид: попытка осмысления проблемы» затронул важные, актуальные вопросы детского самоубийства, постмодернизма и традиционализма. Можно ли признать его попытку осмысления проблемы вполне успешной?

Традиционализм и постмодернизм

Александр Шувалов: «Во второй половине ХХ века в условиях отпадения западного общества от ценностей традиционной культуры формируется постмодернизм».

Во-первых, Запад не отказывался от традиционных ценностей. Запад был и остаётся христианским. На долларах США есть надпись: «In God We Trust» («На Бога уповаем», «Мы верим в Бога»). Причём эта надпись появилась на бумажных банкнотах в 1957 году. На флагах Швейцарии, Финляндии, Греции, Грузии, Англии изображён крест. В общеобразовательных школах всех западных стран (кроме США и Франции) есть религиозный компонент в программе. Исследования показывают, что даже опустение европейских приходов в последние десятилетия не означают отказа от христианства: люди перестали ходить в церковь, но не верить в Бога. Речь идёт лишь об изменении места религии, которая переместилась из области общественной жизни в область частной жизни. Западное общество стало светским, но не атеистическим.

То же самое можно сказать о нашей стране. В постсоветской России религиозные организации не ущемляются, а напротив поощряются. В школы введён религиозный компонент. Большинство населения относит себя к тому или иному традиционному вероисповеданию.

Во-вторых, процесс секуляризации начался не во второй половине XX века, а в XIV веке, в эпоху Возрождения, характеризующуюся светским характером культуры и антропоцентризмом. Секуляризация продолжилась в Новое время (Модерн) (XVI – XX века) с его идеалами гуманизма, прогресса, сциентизма и рационализма. Большой вклад в процесс эмансипации от церкви внесла эпоха Просвещения (XVIII век) со своим свободомыслием. Если говорить про Россию, то религия перестала быть главным культурным фактором в XVIII веке, после реформ Петра I. А окончательно секуляризация завершилась в 1917 году.

Традиционное общество, в основе которого религия, это не вчерашний, это позавчерашний день. Это не значит, конечно, что религия устарела. Религии есть место во все времена, в том числе в эпоху Постмодерна, признающего право каждого человека на свою истину. Поэтому для религии Постмодерн даже более благоприятен, чем Модерн, который идейно противостоял религиозному иррационализму, утверждая веру в науку и разум.

Сложно согласиться с утверждением Александра Шувалова, что постмодернизм отрицает традиционные ценности. Постмодернизм - это плюрализм (многообразие), релятивизм (относительность) и агностицизм (отсутствие универсальной истины). У постмодернизма просто нет системы отсчёта, опираясь на которую можно выносить оценки, что-то отрицать, что-то утверждать. Это традиционализм последовательно отрицает ценности и Модерна, и Постмодерна – а не наоборот.

Рейтерн Е. Р. Авраам приносит Исаака в жертву. 1849.
Рейтерн Е. Р. Авраам приносит Исаака в жертву. 1849.

Постмодерн – это не отрицание ценностей традиционной культуры, это ответ на кризис Модерна, в чём-то себя исчерпавшего, в чём-то уже не отвечающего на вызовы современности; попытка его переосмысления. Постмодерн – это реакция на тоталитарные режимы XX века; это попытка защитить человека от идеологического диктата.

Было бы неверно сводить постмодернизм к моральному упадку. Многие специалисты позитивно оценивают новую эпоху. Вот, например, оценка доктора педагогических наук Ф. Н. Козырева:

Постмодернизм представляет собой наиболее оптимистическую и конструктивную реакцию на кризис модерна. Взгляд постмодерниста на мир – это не взгляд другого человека, пришедшего на смену философам Нового времени. Это взгляд того же философа, немного больше умудрённого опытом.

Александр Владимирович нарисовал очень мрачную и неадекватную картину постмодернизма. Как говорится, у страха глаза велики. Новое всегда пугает и вызывает тревогу. Верно ли, что постмодернизм – это хаос и отказ от норм? Я думаю, что общество с такими характеристиками даже теоретически представить невозможно. Традиционалисты прошлых веков оценивали введение принципа свободы совести тоже как хаос и отказ от норм. Можно ли, рассуждали они, позволить человеку иметь свои собственные убеждения? Разве это не приведёт к отказу от всяких норм, полному непониманию людьми друг друга, хаосу? На практике оказалось, что свобода совести привела лишь к тому, что «чудаков», утверждающих, что земля круглая и вертится вокруг солнца, перестали сжигать на кострах, а в остальном мало что изменилось. Традиционалисты воспринимали либерально-демократические реформы, введение парламентаризма, разделение властей, её выборность и сменяемость как хаос. Ведь власть, по их мнению, дана от Бога и должна находиться в одних руках и передаваться по наследству. Практика опять опровергла опасения перед хаосом – реформы привели лишь к большей ответственности властей. Теперь постмодернизм воспринимается как хаос. А на практике это порядок, только на новых, пока не привычных основаниях.

Традиционализм религиоведы обычно обозначают понятием «религиозный фундаментализм». Фундаменталисты характеризуются принципиальной оппозицией современности, в особенности научному прогрессу и либерализации, требованием и готовностью некритически принимать чужую волю и чужую мысль, склонностью к абсолютизму, нетерпимостью. Фундаменталисты стараются воспитывать детей внутри общины, уберегая их от «тлетворного влияния мира». Акцент в воспитании делается на уважении к авторитету традиции, священникам и наставникам, дисциплине и послушании. Развитие критического мышления сводится к минимуму. Главная цель фундаментализма – сохранение конфессиональной идентичности. Для этого из учения вычленяются некоторые моменты, которые возводятся в фундамент мировоззрения. Любое отклонение от этого фундамента воспринимается как отказ от учения, крушение божественного устроения мира, хаос. Так традиционалисты XVII века – старообрядцы – после реформы патриарха Никона поняли, что главное в православии, его фундамент – это креститься двумя перстами. А раз власти требуют креститься тремя перстами – значит, наступило царство антихриста. Любое мельчайшее изменение может быть причиной утверждения, что общество отпало от ценностей традиционной культуры. Хотя обычному человеку трудно понять, что это означает. Если Европа уже не христианская, то какая она теперь? Марсианская?

Религиозность не обязательно связана с традиционализмом и фундаментализмом. Многие верующие вполне современные люди, умеющие ценить достижения прогресса, без труда сочетая их с традиционными ценностями, с опасением относящиеся к религиозным фанатикам, в том числе среди единоверцев. Не постмодернизм, а религиозный фундаментализм одна из главных опасностей современности. Вернуть общество в «светлое прошлое» традиционалисты, естественно, не смогут, а вот затормозить развитие, привести общество к регрессу, деградации и архаизации вполне.

Традиционализм и образование

Тициан. Жертвоприношение Авраама. 1542-44 гг.
Тициан. Жертвоприношение Авраама. 1542-44 гг.

Если взглянуть на историю образования, то можно выделить несколько последовательно сменявших друг друга моделей:

  • античную парадигму либерального образования,
  • схоластическую парадигму Средних веков,
  • либеральную парадигму Нового времени,
  • парадигму постмодерна.

В приведённой типологии традиционной модели образования, о которой говорит Александр Шувалов, очевидно, соответствует схоластическая парадигма. Эта модель имеет ряд преимуществ. Но стоит вспомнить, что в основе средневековой схоластики лежала идея об обладании церковью полнотой истины. Поэтому ученики занимались не поиском истины, а её усвоением. И их задача сводилась лишь к тому, чтобы уметь защищать эту готовую истину от рациональных нападок. Отсюда недостатки схоластической парадигмы: авторитаризм, схематизм понятийного аппарата, увлечение готовой формой, неприятие личной инициативы. Ян Коменский сравнивал эту систему с деревом, на котором не растят свежие побеги, а навешивают на него чужие сухие ветки.

Традиционализм в образовании подразумевает отказ от светского характера школы. Но как показал скандал с хиджабами в одной из школ Ставропольского края в 2012 году, общественность категорически против вторжения религии в школьное образование.

Нельзя согласиться с Александром Владимировичем, когда он относит диалог к характерным чертам традиционного образования. Для него больше характерен монолог, ребёнок рассматривается как объект, которому нужно передать культурный опыт. А вот для образования Постмодерна диалог жизненно необходим. В эпоху Постмодерна никто не обладает полнотой знания, в том числе учитель, нужно уметь жить в условиях отсутствия единомыслия. Для постмодернизма диалог не просто активное использование беседы как дидактического приёма. Постмодернизм признаёт ценность опыта самого ребёнка, его право самому выступать инициатором диалога, ребёнок – это субъект, а не объект образования. Правота учителя уже не может выступать запрограммированным финалом урока. Настоящий диалог возможен только тогда, когда есть искреннее желание понять позицию другого человека и возможность изменить свою.

Попытка Александра Владимировича свалить все беды российской школы на постмодернизм едва ли обоснована. Проблемы отечественного образования в большей мере связаны с деятельностью правительства, стремящегося развалить его. Ф. Н. Козырев полагает, что

говоря о духе постмодерна, было бы неверно утверждать, что он враждебен религии, ещё менее верно – считать постмодерн эпохой, неблагоприятной для образования. Постмодерн, как любая другая культурно-историческая эпоха, совершает отбор того, что жизнеспособно. Меняются лишь качества жизнеспособности, критерии отбора.

Мнение Фёдора Николаевича Козырева в данном случае представляет особый интерес, поскольку он посвятил жизнь передаче новым поколениям традиционной культуры и традиционных ценностей. Он автор монографий «Религиозное образование в светской школе», «Гуманитарное религиозное образование», занимает пост директора Института религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии.

Традиционализм и суицид

Константин Кинчев в футболке
Константин Кинчев в футболке "Православие или смерть".

Александр Шувалов: «Ориентированное на традиционные духовные ценности синергийное общество либо не допускает перечисленные факторы риска [суицида], либо амортизирует их за счет качественных отношений между взрослыми и детьми: эмоциональной чуткости, заботы и воспитания».

В дореволюционной России самоубийств было в разы меньше, чем теперь. Но благостная картина традиционного общества разрушается, если вспомнить о некоторых его особенностях, например, об акциях массового самосожжения старообрядцев в XVII - XIX веках. В этих акциях самоистребления участвовали и дети, и младенцы. У людей просто не было другого способа противостоять удушающему давлению «синергийного общества, ориентированного на традиционные духовные ценности». С другой стороны, старообрядцы совершали самоубийства, потому что были фундаменталистами. Традиционализм сам по себе фактор риска суицида. Об этом свидетельствует популярный среди современных православных фундаменталистов девиз: «Православие или смерть». Стоит вспомнить также об исламских традиционалистах: в своей борьбе за истинную веру они прибегают к убийствам путём подрыва террориста-смертника. И в насмешку над здравым смыслом называют этих самоубийц «шахидами», то есть «мучениками», как будто не они убивают мирных людей, а их кто-то убивает за веру.

Навязывание традиционных ценностей, религиозный фундаментализм зачастую приводят к конфликтам, что может быть причиной самоубийств. Недавно в одной школе мои коллеги проводили серию тренингов с подростками по программе «Всё, что тебя касается». На этих занятиях дети учатся общению, навыкам здорового образа жизни, разрешению конфликтов, критическому мышлению, сопротивлению давлению, толерантности и др. Мать одной из учениц класса оказалась приверженцем традиционализма, и она решила, что психологи негативно влияют на её дочь, поэтому написала отказ от тренингов. Ситуация типична: религиозные фундаменталисты часто крайне негативно относятся к психологии и психологам, видя в них идеологических противников. Несмотря на запрет матери, девочка пришла на тренинг, что вполне объяснимо: она живой ребёнок, она хочет общаться со сверстниками и психологами, хочет личностно развиваться, хочет научиться чему-то новому. Но ей нельзя! Действия матери могут привести к тому, что ребёнок станет изгоем. Стоит ли говорить, что для девочки это была без преувеличения трагедия: слёзы текли ручьём, она была в отчаянии и могла покончить собой. Главная причина детских самоубийств, названая Александром Шуваловым, «семейные разногласия и конфликты, боязнь наказания со стороны родителей». Но при чём здесь постмодернизм? В данном случае причина конфликта как раз в том, что родители традиционалисты. И где здесь со стороны матери эмоциональная чуткость и забота? Фундаменталисты - часто очень авторитарные родители, исповедующие библейский принцип «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто его любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:25).
Для справки: девочку на тренинг пустили. Психологи рассудили, что лучше пусть их уволят с работы, чем они будут как-то причастны к самоубийству подростка.

Традиционализм и психология

Рембрант. Жертвоприношение Исаака. 1635
Рембрант. Жертвоприношение Исаака. 1635

После торжественного празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году традиционализм начал активно нападать на психологию. Многие фундаменталисты хотели бы просто запретить эту науку и практику как духовно пагубную. Традиционалисты-психологи, конечно, не могут выступать за упразднение самих себя, поэтому пошли по другому пути – по пути христианизации психологии. Они критикуют светскую психологию в никчёмности, пустоте, бесплодности и считают, что её нужно подчинить православию. Наиболее жёстко эту позицию выразил Виктор Слободчиков: «психология сегодня – это развилка: либо христианская благодатная психология, либо бесовская психология падшести и проклятия».

Можно ли объединить религию и психологию? Или как выразился В. М. Розин, «возможен ли кентавр»? См. статью "Психология и религия".

Литература

  1. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
  2. Розин В. М. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Консультативная психология и психотерапия. 1994. № 2.
  3. Слободчиков В. И. Христианская психология в системе психологического знания. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2.
  4. Спиридонов В. Ф. Опасные связи, или тщетная предосторожность. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4.
  5. Шувалов А. В. Детский суицид: попытка осмысления проблемы. // Школьный психолог. 2013, № 1.

Статья опубликована: Школьный психолог. - 2013. - № 3.